Беркли – университетский город в Калифорнии, известный своей либеральной политикой, – первым в США одобрил налог на лимонады, колу и другие сладкие напитки. Несмотря на то, что производители газировки вложили более $2 миллионов долларов в промо-кампанию, жители Беркли практически единодушно проголосовали за введение налога: 70% из них одобрили такую меру.
Согласно новому закону «Measure D» («Мера D»), с 1 января 2015 года каждый сладкий напиток будет облагаться налогом, равным одному центу за унцию (30 мл). Это значит, что банка кока-колы подорожает примерно на десять процентов. Налог также распространяется на всевозможные спортивные напитки, готовые чаи и сиропы.
Несмотря на то, что поражение «газировщиков» очевидно, они вовсе не готовы это признать. «Беркли – маленький город, совсем не похожий на остальную Америку, – утверждает Крис Гиндлеспергер, представитель Американской ассоциации производителей напитков, – И жители других штатов из года в год уверенно голосуют против налога на содовую. Политикам не стоит принимать всерьёз нововведение Беркли». Увы, несколько месяцев назад большинство избирателей Сан-Франциско, также славящегося прогрессивными взглядами, проголосовали против налога на газировку – производители не могли не радоваться этому факту.
Впрочем, борцы за здоровый образ жизни вовсе не согласны с Гиндлеспергером и считают «Меру D» огромным прорывом. «Да, это Беркли – маленький либеральный город с большим университетом, но таких городов в Америке очень много, – объясняет Марион Нестл, профессор и автор известной книги Food Politics о «продуктовом» законодательстве, – Если закон прошёл в Беркли, другие штаты наверняка подхватят инициативу».
О том же говорит Майкл Джекобсон, исполнительный директор Научного центра общественного мнения, который лично вложил $15 000 в продвижение налога на газировку: «Производители содовых напитков должны понимать, что эта мера абсолютно заслужена».
Конечно, «антисодовая кампания» получила куда более серьёзную поддержку, чем небольшие частные вливания. Миллиардер Майкл Блумберг, безуспешно боровшийся с засильем сладких напитков во время своего мэрства в Нью-Йорке, пожертвовал $650 000 активистам в Беркли. Возможно, «Мера D» положит начало глобальной кампании по всей стране: как говорят исследователи, «всё новое начинается в Калифорнии».
Вопрос, который волнует общественность больше всего, – станут ли граждане пить меньше газировки после введения налога? В США соответствующие социологические исследования пока не проводились, но доподлинно известно, что в Мексике налог на газировку и фастфуд отлично работает. Всего за год продажи промышленных сладких напитков упали на 10%. Местные активисты надеются, что это уменьшит число заболеваний диабетом и ожирением.
Противники «антисодового закона» в Америке утверждают, что он только разозлит людей и непременно повлечет за собой повышение цен на другие продукты. А кроме того, усложнит и без того нелёгкую жизнь малообеспеченных граждан. Активисты смотрят в будущее с куда большим оптимизмом. «Мы всегда боролись за то, чтобы наши дети были здоровыми, – утверждает Хавьер Моралес, исполнительный директор Латиноамериканского объединения за здоровую Калифорнию, – И «Мера D» – важнейший этап этой борьбы».
Перейти в магазин LCHF-продуктов
Читайте также:
Жирный шанс: самое интересное из знаменитой лекции эндокринолога Роберта Люстига
Через Тихий океан на веслах… и на LCHF!
Сколько сахара мы съедаем с йогуртами, сырками и творожками?