Нет, наверное, более популярной концепции в области питания, чем теория энергетического баланса. Вы наверняка не раз её слышали: похудеть очень просто, надо просто сжигать больше калорий, чем вы потребляете. Т.е. меньше есть и больше двигаться. А если вы потребляете больше калорий, чем сжигаете, то тогда вы потолстеете и никто, кроме вас в этом не виноват. И уж точно не надо винить в своих проблемах избыток сахара в рационе и сладкие газировки – вы просто слишком мало занимаетесь спортом.
Эта теория действительно выглядит очень логичной, ведь в её основе элементарные и понятные всем принципы и довольно простая математика. И если бы человеческий организм был простой печкой для сжигания калорий, то, возможно, эта схема и работала бы. Или, если бы мы жили под надзором строгих охранников, ограничивающих нас в еде, но заставляющих тратить много энергии, например, через тяжелый физически труд (к сожалению, в истории человечества есть немало примеров эффективности таких “методов похудения”).
Но в реальном свободном мире всё выглядит несколько иначе. То, что советы врачей больше заниматься спортом не очень помогают похудеть, заметил ещё в середине XIX века создатель первой низкоуглеводной диеты Уильям Бантинг. От интенсивных занятий греблей у него только разыгрывался аппетит, что приводило в итоге к ещё большей тучности. В наше время многочисленные исследования показывают, что физические нагрузки играют в процессе похудения достаточно маргинальную роль. Например, авторы этой работы, проанализировав статистические данные о стиле жизни и здоровье нескольких миллионов американцев, пришли к выводу, что с 2001 по 2009 год уровень физической активности американцев значительно вырос, но практически по всем округам, где проводилось исследование, повысился и процент тех, кто страдает избыточным весом и ожирением. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что усилия многомиллионной индустрии фитнеса оказались не совсем бесполезны для борьбы с лишним весом, просто сами по себе они не слишком эффективны: рост физической активности на 1% даёт сокращение темпов роста ожирения всего на 0,11%. Авторы другой работы, опубликованной в 2012 году, проанализировали результаты многочисленных клинических исследований, участники которых пытались потерять вес с помощью интенсивных физических нагрузок. Их вывод: физическая активность даёт лишь минимальную потерю веса, а в ряде случаев может вести и к его прибавке. Хотя бы потому, что высокие нагрузки ведут и к росту потребления калорий. А с учётом того, что в современном мире рост потребления калорий означает прежде всего рост потребления рафинированных углеводов, ничего неожиданного в таких результатах нет.
В любом фитнес-центре можно встретить немало полных людей, упорно потеющих на велотренажерах и беговых дорожках в надежде похудеть. Но опыт и научные исследования показывают, что результаты их ждут довольно скромные: авторы опубликованной в журнале Obesity статьи провели эксперимент с участием 200 человек, страдающих избыточным весом и ведущих малоподвижный образ жизни. В течение года они интенсивно занимались спортом по 5-6 часов в неделю, не меняя своих предпочтений в еде. В результате мужчины потеряли за год в среднем по 1,8 кг, женщины – 1,4 кг. Побороть такими темпами серьёзное ожирение – задача на несколько десятилетий.
Но, что бы ни говорили учёные, теория энергетического баланса всегда будет популярна среди представителей пищевой индустрии, поскольку даёт им хорошее алиби и смещает фокус с того, что мы едим и пьём, в плоскость физкультуры и спорта. Именно этим и должна заниматься созданная недавно организация Global Energy Balance Network (GEBN). В своём видео-обращении вице-президент GEBN профессор Университета Южной Каролины Стив Блэйр заявляет: “Масс-медиа постоянно говорят нам: вы слишком много едите, слишком много едите, слишком много едите, обвиняя во всём фастфуд и сладкие напитки, при том что каких-либо доказательств их вины нет”. Блэйр предлагает сконцентрироваться не на “меньше есть”, а на другой стороне энергетического уравнения: “больше двигаться”. Для организации, претендующей на научный подход к решению проблемы лишнего веса, подобные заявления могут выглядеть довольно странными, но всё проясняется, если обратить внимание на список спонсоров GEBN. На сайте самой организации есть упоминание пожертвования от концерна Кока-Кола. Как выяснила газета New York Times, крупнейший в мире производитель сладких напитков вложил в создание GEBN полтора миллиона долларов. Но это ещё не всё: начиная с 2008 года концерн выделил более 4 миллионов долларов на финансирование исследований двух основателей организации: самого Стива Блаэйра, чьи работы во многом определили официальные американские рекомендации в области физической активности, и профессора Университета Западной Вирджинии Грегори А. Хэнда.
Связи концерна Кока-Кола с GEBN не ограничиваются только финансовыми пожертвованиями: юридический адрес организации зарегистрирован в штаб квартире Кока-Колы, компания является и администратором сайта GEBN.org. Представители организации объясняют это тем, что не умеют сами администрировать веб-сайты, и отрицают какое-либо влияние со стороны производителя сладких напитков на направление их исследований. Однако, сложно не заметить, что в своих работах они полностью обходят стороной роль сахара и содержащих его напитков в развитии глобальной эпидемии ожирения. В статье на GEBN.org, объясняющей основы “энергетического баланса”, авторы призывают читателей повысить уровень физических нагрузок и отказаться от идеи сокращения потребления. В качестве научного обоснования они ссылаются на две статьи профессора Блэйра – обе опубликованы при финансовой поддержке Кока-Колы.
Ничего удивительного, или оригинального, в такой позиции GEBN нет – это часть общего тренда. Правила научных публикаций предполагают раскрытие источников финансирования исследований и информации о возможных конфликтах интересов. Авторы опубликованной в журнале PLOS статьи проанализировали исследования на тему роли прохладительных напитков в развитии ожирения и обнаружили, что вероятность увидеть связь между сладкими напитками и лишним весом в статье, опубликованной при финансовой поддержке компаний-производителей газировки, в пять раз ниже, чем в статье, опубликованной без такой поддержки.
Участие концерна Кока-Кола в финансировании удобных им исследований уже вызвало оживленную критику со стороны американского экспертного сообщества. “Продажи кока-колы падают, мы видим очень серьёзное политическое и общественное движение против потребления сладких газировок, каждый большой город пытается сделать что-то, чтобы обуздать их потребление” – говорит Мишель Саймон, адвокат, специализирующаяся на вопросах здравоохранения, – “это их прямой ответ на убытки компании, они отчаянно пытаются остановить свои потери”. Ещё более категорична Марион Нестле, профессор Университета Нью-Йорка, автор книги “Soda Politics” (“Газированная политика”): “Global Energy Balance Network – это всего лишь ширма Кока-Колы. Их задача ясна: дать этим учёным возможность запутать научные исследования и отвлечь внимание общества от того, что мы едим и пьём”. Эта тактика не нова – ей пользовались еще табачные компании во времена активной борьбы против признания вреда курения, считает профессор Барри М. Попкин из Университета Северной Каролины, называющий учёных, обслуживающих интересы пищевых корпораций, “продавцами сомнения”.
Индустрия безалкогольных напитков, четверть которой контролируется концерном Кока-Кола, действительно переживает сейчас не лучшие времена. Связь потребления сладких напитков с ожирением, сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом 2 типа становится объектом всё большего количества научных исследований. В опубликованной недавно работе был даже подсчитан глобальный ущерб, наносимый человечеству различными видами сладкой газировки: 184 тысячи человеческих жизней в год (подробнее об этом мы писали здесь). Во многих американских городах и штатах идут интенсивные обсуждения введения специального акциза на сахаросодержащие напитки. В стране с наибольшим процентом страдающих ожирением жителей – Мексике – такой налог уже введён. В борьбу за введение “сахарного акциза” активно включился и звёздный британский повар Джейми Оливер. Все эти усилия медленно, но верно, ведут к снижению спроса: с 2004 года продажи газированных напитков в США упали на 14%.
Потребление сахаросодержащей газировки на душу населения сократилось по сравнению с 1998 годом на четверть – с 40 до 30 галлонов в год. И это проблема не только Кока-Колы. Как заявила глава концерна PepsiCo Индра Нуйи: “Если так пойдет и дальше, то через три-пять лет потребители совсем откажутся от газированных прохладительных напитков”. Особенно заметно изменение вкусов подрастающего поколения: количество калорий, получаемых детьми из сладких газировок сократилось с 2004 года на 79%.
В такой ситуации участие Кока-Колы в “научных” проектах типа GEBN, действительно, выглядит как отчаянная попытка удержать потребителей и защитить свою репутацию от хорошо обоснованных обвинений в нанесении ущерба здоровью миллионов людей. Пока что эти попытки не кажутся очень успешными – финансирование GEBN добавило компании множество новых критических публикаций, в то время как твиттер “энергетического баланса” не собрал к началу августа и тысячи подписчиков.
Кока-Кола не единственный гигант пищевой индустрии, замеченный в финансировании удобных для них исследований. Подобную политику проводят и такие компании как PepsiCo, Kraft Foods, McDonalds и многие другие. Поэтому, когда вы в следующий раз услышите, что неважно, что вы едите и пьёте, главное – сжигать все “лишние” калории, будет полезно вспомнить, что за подобными заявлениями могут стоять интересы тех самых компаний, которые продают вам еду и напитки, способствующие набору избыточного веса. К тому же, если вы всё-таки решите жить по правилам энергетического баланса, то будьте готовы к тому, что физические нагрузки, которые понадобятся вам для сжигания лишних калорий из вредной еды, будут достаточно интенсивными и изнурительными. Например, согласно онлайн-калькулятору калорий caloriesburnedhq.com, для того, чтобы израсходовать содержащиеся в стандартной полулитровой бутылке колы 210 ккал, человеку весом 75 кг придётся пробежать за 13 минут 3 км. Если же вы добавите к коле ещё и фастфуд, то и нагрузки придётся серьёзно увеличить: так для сжигания обеда с Биг-маком (кола, гамбургер, картофель фри – 990 ккал), пробежать придётся уже 13 км за 65 минут. Вряд ли кто-то будет оспаривать пользу регулярных занятий спортом для здоровья. Но у кого в наше время есть силы и время на ежедневные занятия такой интенсивности? При этом никакой бег не защитит вас от ущерба, который нанесут вам 8,5 чайных ложек сахара, растворённых в бутылочке колы. Поэтому не лучше ли сэкономить время и силы и просто отказаться от сладких напитков и прочей высокоуглеводной еды, заставляющей нас переедать и вызывающей эффект привыкания?
Здоровые продукты без сахара в нашем LCHF-магазине
Читайте также:
Исследование: спорт не поможет победить лишний вес
Британские ученые: шансы вернуть нормальный вес ничтожно малы
Эксперимент: просто добавь колы
Личный опыт: что будет, если есть более 5000 калорий в день?
Новая реальность: в Америке впервые ввели налог на газировку
Во всем мире обсуждается налог на сладкое, аналогичный акцизам на алкоголь и табак
Звездный шеф-повар Джейми Оливер против сахара
Сахар: горькая правда — главные тезисы легендарной лекции Роберта Ластига
Сладкие напитки убивают 184 000 человек ежегодно
Первую часть статьи автор пытается показать, что теория энергетического баланса не работает. Но увы, автор с логикой не дружен и не видит, что лишь пытается подменить это утверждение другим, а именно “людям в основном сложно соблюдать энергетический баланс”. Так что автору хочется посоветовать сместить акценты. А сам по себе метод энергетического баланса очень хорошо работает, если его держать. Проверил на собственном опыте. Другое дело, что, уменьшив количество углеводов в рационе, этот баланс легче держать, ибо жрать хочется меньне. Опять же проверено на себе.
Полностью с вами согласна! Я так вообще худею только когда начинаю соблюдать баланс и считать кбжу( если ем столько, чтобы наесться, прислушиваясь к себе, то вес стоит. Организм умный)
Вы сказали “худею”, а не “похудела”. Значит, Вы это делаете регулярно. А значит, так же подвержены йо-йо эффекты, о котором и пишут в статье. Похудеть кушая меньше можно, это факт. Но у этих людей вечно потом все возвращается.
Проблема теории “энергетического баланса” именно в том, что он не работает на практике, о чем и говорится в первой части статьи. Если вы будете с утра до вечера крутить педали (копать канавы, валить лес, заниматься на тренажерах и т.д.) и мало есть, то вы, безусловно, похудеете, о чем свидетельствуют фотографии военнопленных. Но в свободном мире практически ни у кого это не получается, что и подтверждают научные исследования. В т.ч. и потому что из-за избытка углеводов нам хочется есть больше и чаще, чем нам нужно. Плюс, все эти элементарные энергетические уравнения игнорируют тот факт, что наш организм по-разному реагирует на разные макро-нутриенты. Дело же не только в количестве калорий, но и в их источнике.
Повторю, я похудел методом “энергетического баланса” без снижения доли углеводов рационе килограммам на 20, другое дело, что постоянно хотелось жрать. Но метод работает. Тут можно долго обсуждать, что значит “работает”, но, думаю, смысл понятен. Второе утверждение, “снижение доли углеводов в рационе снижает аппетит и позволяет легче достигать нужного баланса” тоже работает, и я очень благодарен вам, Сэм, за вашу просветительскую деятельность.
Кстати, подписка на комментарии не работает. Мейл для подтверждения послали, и я прошел по ссылке в нем. Дальше тишина.
Пухлые щеки профессора Стива Блэйра как-то не очень располагают доверять его «теориям». Что бы он сказал в ответ? Что мало крутит педали в спортзале?
Вообще-то и вправду можно похудеть на чизбургерах и сникерсах, если это в пределах определенного калоража. Говорю не о научных исследованиях, а о многочисленных друзьях и знакомых. Другое дело – здоровье и сила воли держать себя в руках, но это уже личное дело каждого. А если со спортом,то вообще отлично. Вообще в зал большинство ходят уже после того,как достигли определенных результатов и осталось лишь накачать мышцы и привести в порядок окончательно. Худеть, умирая на кардио-тренажерах – и вправду глупо и малоэффективно. Но полезно несомненно.
Когда ем много жиров и белка с овощами, то и вправду хочется есть гораздо меньше и иногда даже выходит на 1000-1400калории,сколько мне и нужно. На “обычном”питании раньше было гораздо труднее держать калораж и очень часто были срывы. К слову, я занимаюсь в зале 4-6 раз в неделю, и сил ГОРАЗДО больше. Даже меньше устаю как-то.
Да и постоянно считать калории даже примерно не всегда удается, например, в ресторанах, отелях, гостях и т.д .
Проще есть определенные продукты и не заморачиваться с “а вошло ли это в мой калораж/а не поправлюсь ли потом”и т.д 🙂
Почему у вас отключен телефон,оплатил все,стоит пометка готов к отправке 17 числа и как я понимаю,никто не выслал? Номер заказа 7142.Хотел поменять отруби псилиум на муку,и один сукрин мелис,на сукрин.
Ксения,а как у вас с кожей ? Хуже не стало?
после ограничения/отказа от всего сладкого, как раз таки только лучше стала. кремами и масками не пользуюсь)
теория энергетического баланса работает!мы печка, только водная -варим белки, жиры и углеводы, главное кидать их не большими порциями и соблюдать баланс(вот о балансе вы правы-везде один углевод) !!! исключение из правил, лишь подтверждает это правило. потребляем больше ,чем расходуем- вес идет наверх. потребляем меньше..худеем. Низкоуглеводка тоже работает, вы все правильно делаете. главная проблема лишь в сущности человека-просидев на диете и похудев, человек ловит дисбаланс и рано или поздно происходит срывание башни, это вечная борьба. меняются единицы. и кстати физ нагрузка помогает оттянуть или минимизировать этот срыв, а часто вдохновляет на новые свершения.
Мне одно непонятно, почему у кокаколы падают продажи? Ну, боятся люди сахара все больше, так кола уже давно завела новые виды газировки, и Лайт, и Зеро!
Аспаратама сейчас боятся еще больше, чем сахара. Продажи “диетических” вариантов колы упали сильнее обычных.
Конечно, теория энергетического баланса в какой-то степени работает (в зависимости от того, как далеко зашел ваш метаболический синдром), но у меня возникает вопрос, а зачем??? В природе нет ни одного животного, которое бы считало калории. Мы бы не выжили как вид, если бы считали калории. Тот факт, что нам приходится считать калории, говорит о том, что мы неправильно едим. Если бы мы ели правильно, наш организм сам бы регулировал количество необходимых ему калорий элементарным чувством сытости. Когда мы едим углеводы, мы постоянно хотим жрать, поэтому те, кто пытается похудеть на углеводах, должен постоянно считать калории и ходить голодным и злым. Кроме того, недостаток животных жиров на такой диете приводит к всевозможным физическим и психическим расстройствам, и жить на такой диете постоянно невозможно, если только вы не отличаетесь такой железной волей, что постоянное чувство голода для вас в удовольствие. Отсюда и вечная проблема – похудел – набрал еще больше, похудел опять – снова разжирел. Одного этого факта для меня достаточно, чтобы сделать вывод, что углеводы для человека неправильная пища. Когда мы придерживаемся низкоуглеводной высокожировой диеты организм быстро вспоминает, что такое нормальное чувство сытости, после которого не хочется есть и сам регулирует необходимое количество потребляемой энергии. Я согласна, что на НУВЖ диете калории снижаются, но они снижаются автоматически без всякого подсчета и абсолютно без чувство голода, потому что это естественная для человека, как вида, диета. Я уже два года живу на НУВЖ диете (75-80% жира, 20-25% белка и почти никаких углеводов). Помимо того, что у меня больше нет проблем с лишним весом (вес для меня оптимальный сейчас и стабильный), я разрешила много проблем со здоровьем, я могу питаться один-два раза в день без перекусов и какого-либо чувства голода. Меня совсем не тянет на мучное и сладкое без каких-либо усилий и какой-либо силы воли с моей стороны. Я абсолютно ни в чем себе не отказываю, так как я не испытываю никакой тяги к тому, в чем приходится отказывать усилием воли на низкокалорийной диете, и верите или нет, но удовольствия от еды я сейчас испытываю больше, чем когда-либо раньше на смешанной диете. Я никогда не получала такого удовольствия от куска торта раньше, какое я получаю от жирного стейка и плавающих в сливочном масле зеленых овощей сейчас.
Единственный здравый комментарий к статье от Елены, полностью подтверждаю сказанное собственным опытом, перепробовав разные стили питания, в том числе со строгим подсчетам калоража, с постоянными силовыми тренировками и бегом за 5 месяцев с 97 смог достичь только 91, с января этого года на lchf, вес к апрелю достиг отметки 66 кг (рост 171, возр. 42). Помимо собственно веса ушло много других проблем со здоровьем. Могу сказать только одно. Lchf это единственно правильный путь не только для похудения но и в целом пищевого поведения человека в современном углеводном мире.
Почему-то все говорят о продуктах, хотя самое важное – как сам ОРГАНИЗМ реагирует на них. В течение некоторого времени после еды. Если вы усилите внимание в этот момент, то многие вопросы, что и как есть решатся сами собой. Так что дело вообще не в углеводах, жирах и белках, и тем более калориях. После курса ПЛОД это становится абсолютно ясным. А вес просто на автомате гармонизируется под ваши ТЕКУЩИЕ физические нагрузки.
Уведомление: Сахарная индустрия десятилетиями скрывала данные о вреде сахара